ДОП "Робототехника" 3-7 лет

1

Содержание
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка....................................................................................3
1.2.Цель и задачи программы........................................................................ ....... 4
1.3.Ожидаемые результаты освоения программы...............................................5
II. Содержательный раздел
2.1.Содержание программы...................................................................................6
2.2.Формы организации работы............................................................................6
2.3.Календарно-тематическое планирование.......................................................8
III.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое оснащение.........................................................11
3.2.Список литературы.........................................................................................12

2

I.Целевой раздел
Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках
общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка.
Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности,
удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности,
складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье
дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы,
которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают
характерными особенностями. Дети – неутомимые конструкторы, их
творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют
постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в
собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи.
Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить
и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А
любой успех побуждает желание учиться.
Образовательная деятельность в детском саду строится с учетом развития
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности,
обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных психологических и физиологических особенностей и
интересов, образовательных потребностей участников образовательных
отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного
образования детей. Формирование мотивации развития и обучения
дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот
главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования(далее ФГОС ДО). В связи с этим огромное значение отведено
конструированию. Конструирование по ФГОС ДО определено как компонент
обязательной части программы, как вид деятельности, способствующий
развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений
наблюдать и экспериментировать.
Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных
процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в
деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий,
которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко
реализовать в образовательной среде лего- конструирования. Конструктор
Легo- это занимательный материал, развивающий детскую фантазию,
воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность не только
собирать игрушку, но и играть с ней. Большинство игр с конструктором не
исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять
новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, то есть
занимается творческой деятельностью. Основной образовательной
деятельностью с использованием конструктора является игра -ведущий вид
3

детской деятельности. Конструктор Лего позволяет учиться, играя и
обучаться в игре.
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей,
расширение функциональных возможностей развивающегося организма,
овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные
документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14
ноября 2013 г., № 30384).
3.СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
образовательных организациях» (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и реализует интеграцию
образовательных областей"Познавательное развитие", "Социальнокоммуникативное развитие", "Речевое развитие "Физическое
развитие""Художественно-эстетическое развитие".
Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного
образования. Срок реализации программы 1 год. Кружок организован для
детей младшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во вторую
половину дня, 2 раза в неделю по подгруппам, по 15-20минут.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у
дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе лего–
конструирования.
Задачи программы:
-развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
-обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
-формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;
-развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на
формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности,
4

любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
В основу программы заложены следующие основные педагогические
принципы:
•принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной
целью дошкольного образования является развитие ребенка;
•принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей;
•поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
•формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
•возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
Срок реализации: 1 год.
Программа по конструированию направлена на развитие конструкторских
способностей детей. Занятия проводятся с детьми по подгруппам (8-10
детей). Длительность занятий определяется возрасту детей.
-в младшей группе не более 15 минут(дети 3-4 года), 10 минут (2-3 года).
Расписание занятий: Понедельник, среда с 15:30 до 17:00.
Продолжительность занятия в соответствии с возрастом и с учетом СанПин.
Ожидаемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры
дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и личной гигиены;
• у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской
деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
• у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений,
конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения
объектов;
• ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям,
5

темам, замыслу;
• ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в
конструкции свои изменения;
• ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы,
создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и
придумывая свои;
• ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного
конструирования;
• знает правила безопасности на занятиях по конструированию с
использованием мелких предметов;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
•способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения.

II.Содержательный раздел
Содержание программы
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие образовательные области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие».
Формы организации работы
Конструирование выполняется в форме проектной деятельности, может быть
индивидуальной, парной и групповой.
1.Конструирование по образцу - прямая передача готовых знаний, способов
действия основанная на подражании. Детям дается образец постройки и
способы воспроизведения.
2.Конструирование по модели. Детям дается модель, но не даются способы
решения. Конструирование по модели это усложненная разновидность
конструирования по образцу.
6

3.Конструирование по условиям - образца нет, схемы тоже нет и нет и
способов возведения. Определяем только условия, которым должна
соответствовать постройка, ее практическое значение. Конструирование по
условиям способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по схемам. В результате такого обучения - формируются
мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания
творчества и
проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут
конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию
замыслов, а форма деятельности позволяющая самостоятельно и творчески
использовать знания и умения полученные заранее.
При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия,
которым постройка должна соответствовать.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, создает образ
будущего сооружения и воплотит его. Этот тип конструирования лучше
других развивает творческие способности.
На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы: 1восприятие, 2- мышление, 3- действие, 4- результат. По окончании каждого
занятия ребенок видит результат своей работы.
Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность
и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой
деятельностью. Дети постройки используют в сюжетно-ролевых играх, в
играх - театрализациях, используют в дидактических играх и упражнениях.
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов
работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация
образцов, разных вариантов моделей; беседа, рассказ.
Проблемный
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых
заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый
Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение вариативных
заданий
Перспективный план совместной образовательной деятельности /младший
дошкольный возраст 3-4 года/
Первое полугодие:
7




















Учить называть детали лего-конструктора «Дупло»
Простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму, величину,
цвет деталей)
Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными
условиями
Сравнивать предметы по длине и ширине
Обогащать речь словосочетаниями
Конструировать по образцу и условиям
Различать по цвету и форме
Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей
конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий
Второе полугодие:
Познакомить с новыми деталями
Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его
конструктивное решение
Оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей
постройки
Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания
конструктивной деятельности, помогать её осуществлять
Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных
постройках по замыслу.
Примерное распределение занятий на год:
Конструирование по образцу (25)
Преобразование образца по условиям (4)
Конструирование по замыслу (7)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15-20 минут по подгруппам
(по 8-10 детей). Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся
определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину
конструктивных деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу,
показывая, чему научились на прошлых занятиях.
Календарно-тематическое планирование в младшей группе
Познакомить с лего-конструктором
Закреплять знания цвета и формы
Ворота для машин
Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и
класть на них перекладину
Пирамидка
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору
Башенка
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору
октябрь
8

Путешествие на стройку
Познакомить с профессией строитель.
Мы построим дом
Развивать творческое воображение.
Учить подражать звукам и движениям персонажей
Учить строить дом из лего-конструктора
Разные домики
Закреплять умение строить домики
Конструирование по замыслу
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
ноябрь
Мебель для комнаты
Развивать способности выделять в предметах их функциональные части.
Учить анализировать образец
Мебель для кухни
Закреплять умение строить мебель
Запоминать название предметов мебели
Печка
Познакомить с русской печкой
Развивать воображение, фантазию
Учить строить печку из конструктора
Конструирование по замыслу
Закреплять полученные навыки
Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
декабрь
Утята в озере
Учить внимательно, слушать стихотворение
Строить из конструктора утят
Волшебные рыбки
Рассказать о рыбах
Учить строить рыб из конструктора
Мостик через речку
Учить строить мостик, точно соединять строительные детали
Конструирование по замыслу
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
январь
9

Построим загон для коров
Закреплять понятия «высокий», «низкий"
Учить выполнять задания по условиям
Развивать творчество, воображение, фантазию
Грузовая машина
Учить создавать простейшую модель грузовой машины
Выделять основные части и детали
Домик фермера
Формировать обобщённые представления о домах
Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать их прочными
Развивать умение выделять части
Познакомить с понятием «фундамент»
Мельница
Рассказать о мельнице
Развивать воображение, фантазию
февраль
Машина с прицепом
Учить строить машину с прицепом
Развивать навыки конструирования
Пожарная машина
Познакомить с профессией пожарного
Учить строить пожарную машину
Кораблик
Рассказать о кораблях
Учить строить более сложную постройку
Развивать внимание, навыки конструирования
Конструирование по замыслу
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её
тему, давать описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
март
Детская площадка
Показать детскую площадку
Построить песочницу, лесенки
Горка для ребят
Продолжать знакомить с детской площадкой
Развивать память и наблюдательность
Все работы хороши
Познакомить с разными профессиями
Учить отличать их по внешнему виду
Воспитывать уважение к труду взрослых
Конструирование по замыслу
Закреплять полученные навыки
10

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
апрель
Ракета
Рассказать о космосе
Учить строить ракету
Луноход
Рассказать о луноходе
Учить строить из деталей конструктора
Космонавты
Продолжать знакомить с космосом
Учить строить космонавтов из мелких деталей
Конструирование по замыслу
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
май
Животные в зоопарке
Рассказать о зоопарке
Учить строить утку, слона
Вольер для тигров и львов
Учить всем вместе строить одну поделку
Крокодил
Продолжать знакомить с зоопарком
Учить строить крокодила
Конструирование по замыслу
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
3. Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие
условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Юниор», «Лего Первые механизмы»;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки
и др.).
11

Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- фотоопарат;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Список литературы:
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка
Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в
детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
4. ФешинаЕ.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.114с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».